Élan Vital — Творческая сила, которая движет нами

Élan Vital Культура

Жизнь — это процесс постоянного расширения. Он раскрытие новые возможности человека, движимых тем внутренним импульсом, который философы прагматизма называют élan vital. Всякий раз, когда возникает этот импульс, возникает чувство радости. Всякий раз, когда его останавливают, возникает беда. Таким образом, удовольствие и боль — путеводители по жизни.

К тому же конечная цель — это состояние свободного и постоянно ускоряющегося роста, в котором не прекращается радость. Достигнет ли этот человек когда-нибудь жизненного уровня — больше, чем мы можем сказать. Совершенно очевидно, что завтра комета может упасть на Землю и уничтожить весь человеческий труд.

С другой стороны, вполне возможно, что когда-нибудь человек научится управлять движением комет. Они могут даже управлять звездными системами. Кажется несомненным, что если ему дать время, он станет хозяином сил своего ближайшего окружения. Французский философ Анри Бергсон в своей книге 1907 года «Творческая эволюция» придумал жизненно важное значение.

В своей гениальной книге он все более и более комплексно рассматривает вопрос о самоорганизации и спонтанном морфогенезе вещей. В английском издании Élan vital было переведено как «жизненный импульс». Тем не менее, многие переводят это как «жизненная сила». Это гипотетическое объяснение эволюции организмов, которое Бергсон тесно связал с сознанием.

Он также связал это с интуитивным восприятием опыта и течением внутреннего времени. Карл Роджерс, один из самых влиятельных психологов 20-го века, назвал самореализацию élan vital. Что еще более важно, Ральф Уолдо Эмерсон, популярный американский лектор-эссеист и философ назвал это жизненной силой.

Анри Бергсон и его жизненный порыв

Родившийся в Париже в 1859 году философ и влиятельный мыслитель Бергсон впервые заговорил о «élan vital». Он также подробно остановился на том, что теперь известно как философия процесса. Эта философия отвергала статические ценности в пользу ценностей движения, изменения и эволюции. Он также был прекрасным литературным стилистом как академического, так и популярного характера. Неудивительно, что он получил Нобелевскую премию по литературе в 1927 году.

После изучения философии и математики в Ècole Normale в Париже он начал изучать естественные науки. Тем не менее, идея о том, что наука не может ответить на все его вопросы, поскольку она ограничена количественными знаниями, увлекла его. Бергсону пришло в голову, что существует множество опытов, которые невозможно измерить количественно.

Мысли, восприятие, совесть, творчество, свобода и жизнь являются качественными, а не количественными понятиями. Чтобы понять качественную сторону жизни, Бергсон предложил людям использовать интуицию, а не науку. Он понимал интуицию как гармонию между человеком и предметами, которые мы воспринимаем через их сущность.

Интуиция — это понимание жизни

Таким образом, интуиция — это понимание жизни через опыт, а не только через интеллектуальные усилия. В своей знаменитой работе « Творческая эволюция» Бергсон распространил этот анализ на вселенную, предположив, что сознание началось с высшего élan vital. Фрагментация этого изначального импульса породила различные формы жизни.

В то время широкое распространение получили эволюционные теории Чарльза Дарвина. Дарвин утверждал, что эволюция происходит в результате естественного отбора. Процесс, при котором формы жизни приспосабливаются к окружающей среде. Бергсон не согласился. Для него жизнь шла не по рациональному пути. Это была сила, основанная на иррациональном побуждении, которое наука не могла объяснить.

Теории Бергсона было трудно получить признание в академическом мире того времени, где доминировал позитивизм. В 1899 году он получил звание профессора в Коллеж де Франс. Позже его идеи получили большее признание и стали востребованы как лекторы во всем мире. Важность, которую он придавал творческому акту, вдохновляла художников.

Марсель Пруст выразил особую признательность Бергсону. Сам Бергсон считал литературу идеальным инструментом для исследования мира духа. Он умер в Париже 4 января 1941 года в возрасте 81 года. Его исследования внутреннего мира повлияли на фрейдистский и юнгианский психоанализ. Феноменология Гуссерля критиковала науку точно так же, как и Берсон.

Карл Роджерс и его теория самоактуализации

Мир широко считает Карла Роджерса одним из самых выдающихся мыслителей в области психологии. Он наиболее известен разработкой революционного метода психотерапии, называемого клиентоцентрированной терапией. Роджерс родился в США и был одним из основоположников гуманистической психологии. После получения докторской степени в Колумбийском университете Роджерс несколько лет проработал в академических кругах.

В 1946 году Роджерс был избран президентом Американской психологической ассоциации. Роджерс написал 19 книг и множество статей, в которых излагаются его гуманистические теории. Среди его самых известных работ — «Терапия, ориентированная на клиента» (1951) и «Образ жизни» (1980). Неудивительно, что в 1987 году он был номинирован на Нобелевскую премию мира.

Хотя за свою карьеру он создал множество теорий, самой важной из них была самоактуализация или élan vital. Карл Роджерс считал, что всем людям присуща потребность расти и раскрывать свой потенциал.

Он считал, что потребность в самоактуализации была одним из основных мотивов поведения. Другими словами, самоактуализация — это процесс роста и развития личности для достижения индивидуального потенциала. Это именно то, что имеет в виду élan vital.

«Похоже, что движущей силой творчества является та же самая тенденция, которую мы открываем так глубоко, как лечебная сила в психотерапии, — тенденция человека актуализировать себя, стать его потенциальными возможностями».

-Карл Роджерс-

По словам психолога-гуманиста Абрахама Маслоу, самоактуализация описывается как полное использование и эксплуатация талантов, способностей и потенциальных возможностей. Такие люди, кажется, полностью удовлетворяют себя, достигая жизненной цели. Они делают лучшее, на что способны.

Роджерс и его теория полноценного человека

Еще одна актуальная теория этого гениального мыслителя, которая идеально концептуализирует élan vital — это полнофункциональная личность. Он предполагает, что люди, которые постоянно стремятся реализовать свою тенденцию к актуализации, являются тем, что он называет полностью функционирующими. Полностью функционирующий человек — это тот, кто полностью соответствует и живет текущим моментом.

Роджерс также предполагает, что полноценный человек — это тот, кто действительно принимает экзистенциальную жизнь. Другими словами, они могут жить настоящим моментом. Они испытывают чувство внутренней свободы и принимают творчество, азарт и вызовы. Как и многие аспекты его теории, безусловное позитивное отношение играет решающую роль в развитии полноценного функционирования.

Те, кто получают поддержку и любовь без осуждения, могут развить чувство собственного достоинства. Конечно, они также развивают уверенность, становясь лучшими людьми, которыми они могут быть, и полностью раскрывают свой потенциал. Этот полностью функционирующий человек получил безоговорочно положительное отношение со стороны других.

Они не ставят условия для своей способности выражать чувства. Кроме того, этот человек полностью открыт для жизненного опыта, множества жизненных переживаний. Полностью функционирующий человек — это тот, кто соприкасается со своими самыми глубокими и сокровенными чувствами и желаниями.

Эти люди понимают свои эмоции и глубоко доверяют своим инстинктам и побуждениям. Безусловное позитивное отношение играет важную роль в том, чтобы стать полноценным человеком. По словам Карла Роджерса, полноценный человек обладает некоторыми из следующих характеристик:

  • Гибкая самооценка.
  • Открытость опыту.
  • Умение жить в гармонии с другими.
  • Безусловное уважение к себе.

« Любопытный парадокс состоит в том, что когда я принимаю себя таким, какой я есть, тогда я могу измениться».

-Карл Роджерс-

Безграничные возможности

Еще задолго до появления Илана Витала в книге Бергсона 1907 года было много ссылок. Фактически, эти появления с отдаленными ожиданиями Бергсона можно найти в работах другого философа. Это был не кто иной, как дохристианский философ-стоик Посидоний.

Он постулировал «жизненную силу», излучаемую солнцем всем живым существам на поверхности Земли. Концепция élan vital также похожа на концепцию воли к жизни Артура Шопенгауэра и санскритский āyus, или «принцип жизни». Блестящая философия Бергсона также положительно повлияла на многих.

Фактически, они даже пытались его воссоздать. Другой французский философ Делез пытался отыграться новизной идеи в своей книге Бергсонизм, хотя Делез существенно изменил сам термин. Больше не считается мистической, неуловимой силой, действующей на грубую материю, как это было раньше.

Элан Виталя значительно повлиял на феноменолога Минковского и его собственную концепцию личного Элана. Французская армия включила доктрину жизненной важности в свое мышление до Первой мировой войны. Они утверждали, что дух солдат важнее для победы, чем оружие.

Вы не поверите, но многие критиковали философию Бергсона. Генетики не видели никакой «жизненной силы», кроме организационной матрицы в самих генах. Британский биолог-гуманист Хаксли подверг ее резкой критике. Он заметил, что для élan vital нет лучшего объяснения жизни, чем управлять железнодорожным локомотивом.

Многие мыслители того времени, включая выдающихся психологов, использовали множество концепций для описания этой философии. Но все они приходят к одному и тому же выводу, что élan vital — это наша искра, наша сила духа. В конце концов, эта искра отправила человека на Луну. Готовы восстановить свою искру?

Оцените статью
Наполненный жизнью
Добавить комментарий